К морю – на машине
Есть своя прелесть в путешествии к месту отдыха на поезде. Интересные попутчики, никакой нервотрепки в дороге – спи себе, ешь, болтай или читай книжку. И ощути абсолютное счастье, вывалившись из душного вагона практически на пляж.
Поехать на юг на машине, посчитали мы с подругой Натальей, увлекательно. И отправились этим летом к черноморскому побережью из Саратова, где живет подруга, выдержав предварительно несколько боев со старшим поколением обеих семей, ни в какую не желавшим отпускать детей в нелегкий путь.
Мы едем-едем-едем…
Преодолеть предстояло чуть больше 1300 километров федеральных трасс – мимо рощиц, бескрайних русских степей, полей кукурузы и подсолнечника, оставляя позади Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, –
до курортного поселка Лазаревское, что рядом с Сочи. Двигались мы без ночевки – пока одна вела машину, вторая имела возможность подремать. Мне досталась сложная предрассветная «вахта», и, хотя вождение чужой, непривычной машины ко сну не располагает, к восходу я ощущала себя парализованной совой: глаза круглые и захлопнуться не могут. Впрочем, совместное умывание на обочине помогло взбодриться.
Дальше были красивейший горный перевал, где мы купили у местных жителей невероятно душистый и вкусный мед, и серпантин. Вот он стал настоящим испытанием для терпения, нервов и вестибулярного аппарата.
Узкая двухполоска с резкими поворотами вправо и влево (порой почти на 180 градусов!), да еще то ныряющая вниз, то уходящая прямо в небо. Путешествовать по этой дороге, точно проложенной сумасшедшей змеей, интересно было первые полчаса, потом американские горки по-краснодарски утомили. Даже почти перестали радовать горы и пугать – обрывы, начинающиеся прямо у обочины.
До Лазаревского мы, уже основательно поджаренные южным солнышком и пропыленные, доползли на последнем издыхании. Вся дорога заняла ровно сутки и оказалась на редкость спокойной – ни тебе «подстав», ни (тьфу-тьфу-тьфу!) аварий, даже полицейские ни разу не остановили.
Мир бездонный
Слишком устав, чтобы искать жилье самостоятельно, мы подъехали к одной из стоящих на обочине женщин из «Службы размещения отдыхающих» (такая служба активно действует в каждом населенном пункте побережья). Сразу поставили условия: насколько близко будет море – не так важно, важнее дешевизна жилья и возможность припарковаться на закрытой, защищенной от вандалов площадке. Искомое тут же нашлось, причем не так далеко от пляжа – всего-то требовалось перейти автомобильную дорогу и железнодорожные пути.
В жилище своем мы появлялись только на несколько часов сна, забавляясь светом как в фильмах ужасов – с электричеством на юге беда, потому лампочки светили неярко, а когда проезжал поезд, и вовсе жутковато тускнели и начинали мигать.
«Какая гадость эта ваша заливная галька», – приговаривала я каждый раз, заходя в воду и выходя из нее. Идти до моря в тапочках терпимо, но у полосы прибоя их приходится снимать. Тут и начинается немилосердный «массаж» стоп камушками, такими гладкими на вид, но коварно поворачивающимися самыми острыми гранями под ногой. Как люди спокойно возлежали на этом, нам с Натальей было не понять, мы отыскивали места, где галька истерлась практически до песка.
Слегка обгорели в первый же вечер, потом с шелушащимися носами арендовали пляжный зонт. Солнце на побережье все-таки очень щедрое. Жаль, нельзя было купить услугу «тишина», очень уж надоедали пляжные продавцы и зазывалы. Их агрессивный маркетинг не менялся, наверно, годов с 90-х,
а неуклюжие уловки вроде «Уникальная возможность! Цены снижены только сегодня!», «Остались последние два билета в дельфинарий» вызывали удивление – неужели кто-то еще на это ведется?
«Тюлений» отдых на пляже чередовали с активными развлечениями. Один день загорали и купались (с воплями удирая от то и дело попадающихся под руку медуз), на второй – куда-то выбирались либо устраивали что-то необычное. Например, катались на «ватрушке» (руки после этого трехминутного экстремального развлечения, когда нас с безумной скоростью тащил катер, у обеих тряслись до вечера). Или бродили по Свирскому ущелью в поисках водопадов. 3,5 километра взбираться все вверх и вверх по практически козьей тропке, перепрыгивая многочисленные ручьи по булыжникам… Сначала я возненавидела идею погулять тут, потом – ущелье, после – потащившую сюда подругу, а ближе к концу и саму себя, за то что вообще родилась на свет. До Лунного камня – мегалита, который, по преданиям, забирает у дотронувшегося до него все тревоги и болезни, мы так и не добрались. Не хватило сил. Зато вволю налюбовались красотами и нафотографировались на их фоне. А вот водопады разочаровали – они обмелели и впечатления не произвели. Их явно нужно смотреть весной.
«А впереди еще три дня и три ночи…»
Выбрались мы и в Сочи. Перспектива снова путешествовать по серпантину энтузиазма не вызывала, так что мы купили билеты на электричку. В город поехали с единственной целью – посетить сочинский дендрарий. Почти 50 гектаров, на которых растет великое множество деревьев, кустарников, трав со всего мира. У парка более чем вековая история и великолепные ландшафты с беседками, фонтанами, прудами, гротами и прочими рукотворными и природными изысками. Красота неописуемая, слова и фотографии в полной мере передать ее не смогут, как не передать потрясающий запах цветущей возле одной из тамошних террас магнолии.
Прокатившись по канатной дороге, по обеим частям парка – верхней и нижней, разделенным сочинским Курортным проспектом, мы бродили без экскурсовода. Ну не нравится нам с подругой толпа и бесконечные «а теперь пройдем сюда»! Предпочтя свободный график, спасаясь от жары на одной из скамеечек, все-таки зацепили кусочек экскурсии. От гида узнали, что сибирского кедра не существует, а так любимые сибиряками кедровые орешки на самом деле семена сибирской сосны. Кедром ее назвал один из русских царей, поскольку кедровая древесина во все времена ценилась очень высоко. После такого хитрого «ребрендинга» доход от экспорта сибирской сосны многократно увеличился, а название так и закрепилось, пережив века.
В нижней части парка флору теснит фауна. Бегают по загону страусы, из-под их ног едва успевают увернуться павлины. В гигантском аквариуме плавают обитатели Черного моря, в прудах и прудиках – водоплавающие птицы и животные. Мы аккуратно обходили вставшего на тропинке посушить перышки пеликана, разглядывали рассекающих водную гладь уток, гусей и лебедей, пытались подкормить орехами вылезшую пообщаться с людьми нутрию. Пытались – потому что близко подходить к ней опасались. Зверек маленький, но зубы у него очень большие.
В дендрарии было жарко. Даже тропические бабочки в «Бабочкином доме» порхали лениво и прятались в тенек. А мы и вовсе изнывали от зноя. Пили воду и сок до тех пор, пока они не встали поперек горла. Странное ощущение – хочется пить, но жидкость не лезет. Под вечер начали водой обливаться, тогда вроде полегчало.
Слово прощания
В один из последних дней мы решили попрощаться с морем и отправились на ночное купание. Однако, придя на пляж, планы тут же скорректировали: начинался шторм и плавать в таких волнах в темноте было попросту опасно. Потому и просидели почти до рассвета, просто глядя на бушующую стихию. Зрелище затягивает. Купаться отправились уже при свете солнца, к тому времени прибой уже уполовинил пляж шипящими волнами. Вместе с особенно мощными валами в тот день уплыло немало тапочек, шляп и панамок. Довелось и нам ловить свои шлепанцы.
Штормовое море – отличный природный аттракцион. Веселая болтанка и накрытие с головой гарантированы любому. Море с удовольствием окатывает брызгами входящего в него и подпихивает под зад –
выходящего. Забавно было слушать басовитые мужские голоса, в момент поднимающиеся до фальцетного «Мама!!!», когда сильный пол видел очередной надвигающйся пенный гребень. Купаться в таком море лучше подальше от берега, потому что стоит зазеваться – и волна утянет с собой, неласково протащив по камням.
Запомнился нам странный выбор сувениров, предлагаемых гостям. Кроме типичных магнитиков-кружек-пепельниц с видами Сочи и Лазаревского отдыхающим предлагали… пемзу! И веники для бани! Правда, перед веником из эвкалипта устоять не удалось – так обалденно он пах. Жаль, был только один. Багажник большой, можно было прикупить десяток, да и цена смешная – в три раза ниже того, что просят у нас за обычный дубовый или березовый.
…В обратный путь собирались в последний момент, оттягивая расставание со стихией. Нас ждала увлекательная дорога назад (лично я за время ночного руления увидела мини-зоопарк – автостраду перебегали мышки, лиса, ежик), но было немного грустно – путешествие подходило к концу. Путь до Саратова проделали за 21 час, а после мне еще предстояли почти сутки на поезде.
Т.Володина, Н.Качалова, фото авторов
Мадам, Вы с подругой пресным газетным словцом поведали всему миру тайну-тайн, о которой никто из тысяч людей, ездивших на машине к морю, никогда бы не догадался. Это же насколько нечего писать, чтобы нести такую ахинею.
На вкус и цвет все фломастеры разные Вам не понравилось – печально, ну не угодили вашим специфическим вкусам.
А есть и те, кто прочел с удовольствием, вспомнил и свои путешествия, позвонил и поблагодарил.
Татьяна, вам (редакции) нужно заплатить 25 тысяч А.А.Ломтеву за нанесенное оскорбление. Это решение суда. Вы готовы отдать часть своего заработка, если Муравьева так поставит вопрос? она-то из своего кармана явно платить не будет.
Игорь, решений суда много и все такие разные… Но отношения к конкретной статье ни одно из них не имеет. Учитесь отправлять запросы по адресу, пригодится в жизни.
Уважаемая Татьяна! За поездку к морю ставлю пять с минусом, за ответ – тройку. С минусом потому, что две одинокие женщины не смогли раскрутить ни одного кавалера (а зачем тогда вообще ездили?), а тройку потому, что вопрос-то задан по существу (именно вопрос, а не запрос). Я спрашивал, как вы отреагируете на предложение Муравьевой скинуться на выплату штрафа?
Игорь, «две одинокие женщины», во-первых, ехали не затем, чтобы поддерживать представление местного населения о русских дамах как о «наташах» (http://zadolba.li/story/5940). Во-вторых, отнюдь не все впечатления нужно описывать В-третьих, ездили в первую очередь отдохнуть. То есть насладиться приятным обществом (живем далеко друг от друга и соскучились), сменить обстановку, получить новые впечатления (и не обязательно узкоплановые). Не напоминайте мне одного горца, который, когда мы его отшили, резюмировал: «Общаться со мной не хотят, зато хотят общаться друг с другом да на море смотреть… Вы – сбежавшие из психушки лесбиянки что ль???»
Спасибо за отметку, кстати!
И выполню работу над ошибками: мы своих не бросаем. Так понятней?
Татьяна, хорошо, что рекомендованный вами женский рассказ доказывает, что женщины не могут и не должны управлять ни одним трудовым коллективом. Исключения возможны, но очень редки (детский сад, ясли, ферма в колхозе и т. д.). Но чудовищно, когда они руководят идеологией. Газетой, например (тем же Городским курьером). А ведь в вашей редакции стопроцентный МАТРИАРХАТ. Иначе говоря, половой АПАРТЕИД. Значит, вы вольно или невольно вправляете мужчинам мозги на свой бабский лад. Как это выглядит на практике, мы можем судить по множеству эксцессов, в том числе и с судебным решением по делу А.Ломтева. И ведь над вами сидит Листрем – тоже ярая феминистка. В то же время все феминистки в своем кругу утверждают, что все они и в душе, и в жизни проститутки (об этом говорится и в рассказе). А так как феминистки более креативны, не отягощены семьей, то они всегда победят в конкуренции с нормальными женщинами.
Вот и в большинстве наших газет (а значит, в идеологии) верховодят феминистки. То есть мало им постельных оргий с египтянами, кавказцами и шведами (в лучшем случае). им подавай еще выпендреж с душами сограждан.
Я рад, что вы держитесь достойно, но это означает, что вы никогда не будете начальницей. Вторжение женщин в политику означает деградацию САМИХ ЖЕНЩИН. Такие пробивные женщины прежде всего точно знают, с кем переспать сразу, кому отказать навсегда, а кому – до поры до времени. И это гибель цивилизации. Агонию Европы, которую мы наблюдаем, стремительно ускоряют лесбиянки и гомики. Движение феминисткок сейчас почти слилось с движением лесбиянок.
Игорь, мы несколько отошли от темы. Я всегда рада пообщаться с умным и интересным человеком, имеющим свое (взвешенное, что самое главное, и качественно раскрытое) мнение, но здесь все-таки не флудильня.
Могу лишь сказать, что политика – не мое. И надо мной никто не сидит. Разве что голуби на чердаке
Татьяна, вы отлично фехтуете, а мастерством полемики в этом городе никто, не владеет, кроме А. Ломтева.
Вообще никто не умеет даже красиво говорить. Потому что в условиях закрытости люди как инкубационные цыплята. Спасибо за общение.